!
Решающее значение энергетики для развития промышленности обусловило возникновение в Училище во второй половине XIX века Московской научной школы теплотехников, внесшей крупный вклад в разработку теории и практики теплотехники и тепловых двигателей. Одновременно развивалась и научная школа по энергетическому гидромашиностроению.
Начало этим школам положено трудами профессоров Н. И. Мерцалова, В. И. Гриневецкого, К. В. Кирша, Б. М. Ошуркова, И. И. Куколевского и др. В основу научного подхода к решению теплотехнических задач было положено использование фундаментальных положений термодинамики, теории теплообмена и массообмена, газодинамики и гидравлики наряду с широким развитием экспериментальных исследований и моделирования.
Становление термодинамики в Училище было положено работами Н. И. Мерцалова, характеризовалось развитием ее прикладного направления. За большую научную, творческую работу Н. И. Мерцалов был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. По решению Советского правительства в 1950 году были изданы научные труды Н. И. Мерцалова.
Замечательным примером глубокого и плодотворного применения термодинамики являются научные труды В. И. Гриневецкого по расчету паровых котлов, машин и двигателей внутреннего сгорания, получившие мировое признание. В. И. Гриневецкий был одним из первых ученых, поставивших вопрос о создании тепловозов и введении их на железнодорожном транспорте. В 1915 году им была написана работа «Проблема тепловоза и его значение для России» (издана в 1923 году после его смерти). Известный термодинамик А. С. Ястржембский писал, что Гриневецкому принадлежит первая русская школа по созданию отечественных тепловозов, развитая в дальнейшем его ближайшими учениками и последователями. В. И. Гриневецкий является одним из основателей московской школы теплоэнергетиков, принявших затем непосредственное участие в восстановлении в послевоенные годы теплосилового хозяйства и его развитии.
Термодинамические методы исследования в области теплотехники продолжали развивать К. В. Кирш и Б. М. Ошурков. Широко известны работы К. В. Кирша по исследованию топлив России, по теории и конструированию промышленных топок и паровых котлов. Б. М. Ошурков — один из главных организаторов Всесоюзного теплотехнического института. Следует отметить и других выдающихся учеников Н. И. Мерцалова, которые продолжали исследования в области прикладной термодинамики.
Л. П. Смирнов является выдающимся ученым в области исследования паровых поршневых двигателей и известен как создатель графических методов термодинамических расчетов. С именем Н. Р. Брилинга связаны многие фундаментальные исследования двигателей внутреннего сгорания. Широко известны научные труды и инженерные работы академиков В. Г. Шухова и Б. С. Стечкина. Большой вклад в развитие прикладной термодинамики внес Л. К. Рамзин, которому принадлежат разработки диаграммы для влажного пара, теория и создание мощных прямоточных котлов и др.
С 1927 года научная работа и подготовка кадров по термодинамике осуществлялась под руководством М. В. Носова. Научная теплотехническая школа Училища постоянно совершенствовалась и развивалась с учетом требований промышленности. Кафедра термодинамики в 1931 году была реорганизована в кафедру термодинамики и теплотехники, а позднее, в 1960 году,— в кафедру термодинамики и теплопередачи.
Успехи в развитии теплотехнических наук обусловили интенсивное развитие энергомашиностроительной школы в Училище. В конце XIX столетия В. И. Гриневецким опубликован ряд работ по теории паровых машин, в которых исследовался действительный рабочий процесс, изучались причины его отклонения от идеального и отыскивались пути совершенствования машин. В этих работах В. И. Гриневецкий дал графический метод построения индикаторных диаграмм, провел исследования с применением тепловых диаграмм, подчеркнул важность опытной проверки результатов теоретических исследований. Идеи В. И. Гриневецкого в дальнейшем широко использовались и развивались в трудах его учеников и последователей. П. К. Худяковым был разработан метод расчета многоцилиндровых паровых машин, который по своей общности, простоте и доступности превосходил все имевшиеся в то время расчеты по этому вопросу. Результаты теоретических и экспериментальных исследований по паровым машинам используются, в частности, в работах по созданию локомобилей, где анализируются конструкции, рекомендуются методы расчета и указываются рациональные пути развития локомобилестроения.
В годы Советской власти исследования паровых машин проводились под руководством Л. П. Смирнова. В этих исследованиях было продолжено изучение реального цикла машин, исследовались теплообмен между паром и стенками цилиндра, работа пара в паровой машине, впуск пара в полость цилиндра и др. Проводились исследования паросиловой установки с рабочим давлением до 120 ат, которые стимулировали популяризацию паровых машин высокого давления и положили начало их обширным разработкам в нашей стране.
Теплотехника
Большой вклад в развитие отечественной теплотехники был внесен научной школой по промышленным топочным устройствам и паровым котлам. Исследования в области топочной техники широко проводились в Училище на базе котельной лаборатории — первой в России исследовательской научной лаборатории такого типа. Теоретические основы котельной и топочной техники получили развитие в трудах профессоров П. К. Худякова, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкого, К. В. Кирша. Хорошо известны котлы системы В. Г. Шухова — воспитанника Училища.
В первые послереволюционные годы, вплоть до середины двадцатых годов, в Училище продолжались работы под руководством К. В. Кирша, направленные на решение острых проблем обеспечения энергией промышленности в условиях восстановления народного хозяйства. Основными были проблемы рационального использования топлива, разработки новых типов топочных устройств для сжигания местных и низкосортных топлив (дров, торфа, подмосковного бурого угля, антрацита). В 1921 году исследования в области котло- и топко-строения постепенно переносятся в организованный по инициативе МВТУ Теплотехнический институт. В небольшом объеме эти работы возобновились в Училище в начале тридцатых годов, когда подготовкой инженеров-котельщиков руководил профессор Л. К. Рамзин.
В 1943 году на факультете тепловых и гидравлических машин продолжается подготовка инженеров по специальности «Котлостроение». Для руководства кафедрой котельных установок был приглашен Г. Ф. Кнорре — известный ученый, один из организаторов Центрального котлотурбинного института. До этого он возглавлял ряд физико-технических лабораторий, руководил теплотехническими кафедрами в Ленинграде и Куйбышеве. На кафедре котельных установок в условиях военного времени создается учебная лаборатория и организуется подготовка высококвалифицированных инженеров-механиков. Одновременно под руководством Г. Ф. Кнорре на кафедре развертываются научные исследования, тесно связанные с решением насущных задач котельной техники — созданием высокопроизводительных агрегатов. Проводятся исследования новых типов теплообменных аппаратов — регенеративных воздухоподогревателей, разрабатываются и исследуются устройства для механизации трудоемких процессов золоудаления, создается новый тип прибора для анализа дымовых газов. Углубляются связи с ведущими научно-исследовательскими, проектными и промышленными организациями.
Г. Ф. Кнорре является автором нового, так называемого, циклонного принципа сжигания топлива, основные черты которого были сформулированы им еще в тридцатые годы, а первая практическая реализация относится к 1945 году. В Училище впервые в Советском Союзе начинаются систематические исследования циклонного принципа сжигания твердых топлив с жидким шлакоудалением, положившие начало формированию нового научного направления. В организованной для этой цели лаборатории циклонных огневых процессов последовательно создаются экспериментальные установки, предназначенные для выявления механизма протекания сложного процесса горения топлива в топках принципиально нового типа и для определения путей интенсификации процесса. Проводится изучение аэродинамической структуры циклонного процесса на холодных воздушных моделях, исследуется поведение твердых частиц топлива в закрученном потоке, определяется влияние горения жидкого и твердого топлива на аэродинамику топки, устанавливается структура циклонного топочного процесса, исследуется теплообмен в циклонной камере. На основании проведенных исследований Г. Ф. Кнорре разработал схему работы циклонной топки, объясняющую основные особенности циклонного принципа сжигания. Эти исследования, проведенные на целом ряде установок полупромышленного масштаба, позволили определить оптимальные конструктивные характеристики и разработать рекомендации по расчету и проектированию циклонных топочных камер. Работы Г. Ф. Кнорре получили высокую оценку. В 1957 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
С 1960 года дальнейшие исследования циклонного принципа развертываются в новой лаборатории, введенной в строй в лабораторном корпусе Училища. Здесь на усовершенствованных крупномасштабных стендах продолжаются исследования по применению циклонного принципа для сжигания широкой гаммы твердых топлив с разнообразными характеристиками горючей части и зольного балласта, а также углубленные исследования аэродинамической и огневой структуры топочного процесса; на специальных стендах изучаются возможности применения циклонного принципа для организации технологических высокотемпературных процессов — плавки руд, производства металлов, получения цемента, извлечения редких элементов. В Училище разрабатывается и исследуется высокофорсированная топочная камера для сжигания мазута, параллельно проводятся работы по созданию и исследованию новых типов мельниц для размола угля. В этих работах участвуют В. И. Хвостов, В. М. Никитин, Б. М. Миронов, С. И. Исаев в тесном содружестве с научно-исследовательскими институтами, промышленными организациями. Под непосредственным влиянием сложившейся в Училище топочной школы исследования циклонных топок развертываются в Центральном котлотурбинном институте, в Белоруссии, Казахстане, на Урале, в Грузии.
Двигатели внутреннего сгорания
Для техники конца XIX века характерно быстрое распространение двигателей внутреннего сгорания, имеющих ряд преимуществ по сравнению с поршневыми паровыми машинами. Двигатели этого типа позволили существенно расширить механизацию производственных процессов, механизировать транспорт и обеспечить развитие ранее не доступной области — воздушного транспорта.
Особенности промышленного развития России этого периода определили развертывание в первую очередь производства стационарных, а затем и судовых двигателей на жидком топливе. Впервые в мировой практике на отечественном заводе (в настоящее время завод «Русский дизель») был создан первый работоспособный двигатель с внутренним смесеобразованием (дизель). Создание в дальнейшем в России первого реверсивного двигателя привело к расширению использования двигателей на судах. Для совершенствования и развития двигателей внутреннего сгорания необходимо было разработать теорию и создать надежные методы расчета. Однако это в значительной мере затруднялось сложностью рабочих процессов.
Основы теории двигателей внутреннего сгорания были разработаны В. И. Гриневецким, опубликовавшим в 1907 году методику расчета рабочего цикла двигателей. К этому времени относится создание в Училище учебно-исследовательской лаборатории двигателей внутреннего сгорания и основание одноименной специальности. В зарубежной литературе первые разработки теории рабочих циклов двигателей внутреннего сгорания были опубликованы двумя десятилетиями позднее.
Дальнейшее развитие теории двигателей внутреннего сгорания с учетом действительного протекания рабочих процессов и особенностей применения двигателей дано в трудах ближайших сотрудников В. И. Гриневецкого — Н. Р. Брилинга и Е. К. Мазинга. В 1910 году Н. Р. Брилингом был опубликован первый отечественный учебник по курсу «Двигатели внутреннего сгорания».
В начале XX века интенсивно развивалась автомобильная промышленность, а также производство авиационных двигателей. Для создания легких быстроходных двигателей Н. Р. Брилингом в Училище уже в середине десятых годов XX века была организована автомобильная лаборатория, начаты подготовка специалистов и проведение исследований в области легких транспортных двигателей. Им написан первый отечественный учебник по авиационным двигателям. После Великой Октябрьской социалистической революции выпускники МВТУ оказали существенную помощь в создании специализированных втузов и научно-исследовательских институтов: МАИ, ЦИАМ, НАТИ, НАМИ и др. Среди учеников Н. Р. Брилинга много крупных ученых, в том числе Г. Г. Калиш, Б. Г. Либрович, А. С. Орлин.
Необходимость широкой механизации сельскохозяйственных работ потребовала создания легких быстроходных двигателей с внутренним смесеобразованием (дизелей) взамен малоэкономичных карбюраторных двигателей. Решение этой задачи оказалось возможным в тридцатые годы в результате широких исследовательских и конструкторских работ по созданию и совершенствованию топливной аппаратуры и организации процесса сгорания топлива в цилиндре двигателя.
Обширные исследования в этой области были проведены Б. Г. Либровичем, Г. Г. Калишем и их учениками. За участие в разработке трактора для сельского хозяйства Г. Г. Калиш был удостоен в 1946 году Государственной премии СССР.
Широкое распространение двигателей внутреннего сгорания выдвинуло в число основных проблем повышение их экономичности, снижение массы и габаритов. Одним из путей решения этих проблем является использование двухтактного процесса, однако его осуществление в быстроходных двигателях представляет немалые трудности, в особенности в организации процессов газообмена. Проблемы газообмена в таких двигателях были всесторонне освещены в трудах А. С. Орлина, разработавшего оригинальный метод расчета, нашедший широкое применение в производстве. За монографию «Двухтактные легкие двигатели» А. С. Орлин в 1951 году удостоен Государственной премии СССР.
Теория двухтактных двигателей получила развитие в монографии М. Г. Круглова «Термодинамика и газодинамика двухтактных двигателей», вышедшей в 1963 году. В ней нашла отражение газодинамика двигателей внутреннего сгорания, плодотворное изучение которой продолжается в Училище и в настоящее время. Эта работа оказала большое воздействие на развитие газодинамических исследований в НИИ, вузах и на заводах страны.
Дальнейшее развитие двигателестроения определилось форсированием рабочего процесса — повышением скоростного и нагрузочного режимов работы с целью уменьшения удельной массы и габаритов двигателей, используемых в железнодорожном транспорте, в судовых и специальных установках. Проблема создания тепловоза, впервые поставленная В. И. Гриневецким еще в 1912 году, в последующие годы развивалась при непосредственном участии Е. К. Мазинга. Однако ее решение стало возможным лишь в шестидесятых годах, после появления двигателя нового типа — комбинированного, в котором используются турбоагрегаты для наддува и передачи энергии расширения газов на вал. Следует отметить, что принцип наддува в настоящее время используется в двигателях различного назначения. Создание комбинированных двигателей выдвинуло новые сложные проблемы, решение которых оказалось возможным в результате проведения обширных научных исследований. В числе этих проблем — вопросы газообмена, смесеобразования, регулирования и теплонапряженности деталей. Для решения ряда принципиальных вопросов в Училище в 1957 году была создана проблемная лаборатория. Углубленное развитие теория газообмена в комбинированных двигателях получила в работах М.Г. Круглова и его учеников, а также в работах С. Г. Роганова и Г. Н. Мизернюка, посвященных созданию и совершенствованию двигателей этого типа. Основы теории автоматического регулирования двигателей разрабатывались Г. Г. Калишем и В. И. Крутовым.
Проблемы смесеобразования были впервые поставлены в работах Д. Н. Вырубова в конце тридцатых годов. Результаты работ этого направления нашли применение не только в двигателестроении, но и в области создания камер сгорания различных назначений (ВРД и ЖРД). Методы расчета механической и тепловой напряженности разрабатывались А. С. Орлиным и его сотрудниками (Н. Д. Чайнов, Н. А. Иващенко). Необходимо отметить, что проблема теплопередачи в двигателях была поставлена еще в начале тридцатых годов Н. Р. Брилингом. Существенный вклад в развитие двигателестроения внесли работы О. Б. Леонова в области неустановившихся режимов работы двигателей.
Весьма обширный круг исследований связан с проблемой топливоснабжения. Сюда относятся многочисленные работы Е. К. Мазинга, посвященные использованию генераторного газа в двигателях внутреннего сгорания. Результаты этих работ и проектных разработок С. Е. Лебедева, Н. А. Кутырина и Д. Н. Вырубова имели большое практическое значение для экономии жидкого топлива. Важное значение имели проведенные в тридцатых годах работы по использованию тяжелых топлив. Исследования по созданию новых видов горючего и использованию связанного и свободного водорода были начаты в пятидесятые годы (В. П. Алексеев и О. Б. Леонов). На кафедре был создан и исследован первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде. Значительное развитие получили работы по созданию новых методов и приборов для исследования рабочих процессов. Большой многолетний опыт проведения исследовательских работ позволил коллективу преподавателей создать 4-томный учебник «Двигатели внутреннего сгорания». Этот учебник был удостоен Государственной премии СССР за 1974 год.
Высокий научный авторитет школы по двигателям внутреннего сгорания позволил в 1967 году организовать в Училище всесоюзный постоянно действующий научно-технический семинар по двигателям внутреннего сгорания. На семинаре с докладами выступают работники заводов, НИИ, вузов всей страны.
Турбостроение
После Великой Октябрьской социалистической революции наряду с научными исследованиями по поршневым и комбинированным двигателям внутреннего сгорания в Училище начали проводиться исследования и по двигателям других типов. Развитие этих исследований связано с бурным развитием энергетики, авиации и космической техники, с небывалым ростом потребления энергии всех видов в народном хозяйстве. Одной из крупных научных школ является школа турбостроения.
В начале XX века в МВТУ стали проводиться работы по теоретическому и экспериментальному исследованию элементов паровых турбин с целью повышения их экономичности. Работы велись В. И. Ясинским и Н. Р. Брилингом, организовавшим впоследствии в НАМИ лабораторию по изучению охлаждаемых газовых турбин, которая в 1926 году была переведена в МВТУ. В 1924 году в лаборатории начали работать выпускники МВТУ В. В. Уваров, Б. Г. Либрович, С. Е. Лебедев, С. Б. Минут. В 1930 году при машинной лаборатории Всесоюзного теплотехнического института по предложению Н. Р. Брилинга была создана группа по теоретическому и экспериментальному исследованию газовых турбин во главе с профессором В. В. Уваровым и его ближайшим помощником, выпускником Училища инженером М. И. Востриковым.
С 1923 года курс «Паровые турбины» в МВТУ читался профессором Б. М. Ошурковым. С 1928 года этот курс читал профессор В. В. Уваров, а с 1931 года он начал читать курс «Газовые турбины». С 1938 года работы по газовым турбинам стали проводиться на объединенной кафедре паровых двигателей, руководимой профессором Л. П. Смирновым. В эти годы начала создаваться газотурбинная специальность, имеющая общую теоретическую базу с паротурбинной специальностью.
В процессе разработки теории газотурбинных установок (ГТУ) все более сомнительным становилось положение, распространенное за рубежом и отраженное в книге А. Стодолы «Паровые и газовые турбины» о преимуществе ГТУ со сгоранием при постоянном объеме по сравнению с ГТУ со сгоранием при постоянном давлении. На основе проведенных исследований в 1935 году В. В. Уваров издал монографию «Газовые турбины», в которой показал перспективность газотурбинных установок со сгоранием при постоянном давлении.
В 1949 году в Училище была создана кафедра турбостроения под руководством В. В. Уварова. Его помощником и заместителем стал выпускник Училища А. П. Чернобровкин. Еще до создания кафедры турбостроения, начиная с 1932 года, в МВТУ часть студентов уже выполняла дипломные проекты по газотурбинным двигателям. МВТУ в то время был единственный вуз, готовивший специалистов по газотурбостроению.
Наряду с подготовкой научно-технических и преподавательских кадров в Училище велись работы по созданию газотурбинных двигателей. В период с 1932 по 1948 год были спроектированы, построены и испытаны первые в мире экспериментальные высокотемпературные турбовинтовые двигатели. Эти работы проводились на Коломенском тепловозостроительном заводе, в ЦИАМе под руководством В. В. Уварова и его учеников: М. И. Вострикова, Я. Т. Ильичева, В. X. Абианца, О. И. Голубевой, А. А. Лакштовского, В. Е. Михальцева, С. М. Шляхтенко, А. Г. Романова (впоследствии руководители научных подразделений и институтов).
После Великой Отечественной войны подготовка в Училище инженеров-газотурбинистов стала расширяться. Научно-исследовательская деятельность кафедры всегда была направлена на решение вопросов, связанных с перспективой развития газотурбиностроения. Это теоретические и экспериментальные работы по газодинамике лопаточных машин, газодинамике и термодинамике охлаждаемых высокотемпературных турбин; работы по совершенствованию термодинамических циклов газотурбинных установок, исследованию цикла периодического сгорания топлива, повышению газодинамического совершенства центробежных и осевых компрессоров; работы по исследованию компрессора с воздушной турбиной, систем охлаждения турбин, исследованию кольцевых решеток, аэродинамики выхлопных устройств, возможности использования в ГТУ твердого топлива, исследованию теплообменных аппаратов, систем регулирования и камер сгорания ГТД.
В 1945 году была издана работа профессора В. В. Уварова «Профилирование длинных лопаток газовых и паровых турбин», рекомендации которой использовались турбостроительными промышленными и исследовательскими организациями страны. Исследовательская работа по газовым турбинам под руководством В. В. Уварова велась и в ВВИА им. Н. Е. Жуковского. Исследовались вопросы, связанные с повышением эффективности компрессоров, камер сгорания, охлаждения турбин.
Теоретические исследования элементов ГТУ сопровождаются работой кафедры по проектированию натурных газотурбинных двигателей и участием в их создании. В 1956 году в Училище был разработан эскизный проект первого в СССР локомотивного газотурбинного двигателя. Впоследствии эти двигатели были построены на Коломенском тепловозостроительном заводе и успешно эксплуатировались на газотурбовозах.
В 1959 году на кафедре были сформулированы теоретические основы возможности создания ГТУ большой мощности. Разработанная теория воплотилась в эскизный проект ГТУ мощностью 200 МВт. По решению Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения на основе этого проекта Харьковский турбогенераторный завод совместно с кафедрой создал первый в мире технический проект энергетической базовой установки, макет газотурбинной станции мощностью 1,2 млн. кВт с шестью установками по схеме Училища.
В 1957 году при кафедре была создана проблемная лаборатория, основной тематикой которой является исследование ГТУ большой мощности, транспортных ГТД и высокотемпературных ГТУ с охлаждаемыми турбинами.
Большое количество теоретических и экспериментальных работ кафедра проводит по хоздоговорам с НИИ и заводами различных министерств. Эти работы возглавляются профессорами В. С. Бекневым, Э. А. Манушиным, Н. Д. Грязновым, Ю. М. Пчелкиным и др.
Большой опыт учебно-методической и научной работы, накопленный кафедрой, позволяет готовить специалистов по газотурбостроению высокой квалификации.
Двигатели летательных аппаратов
Научные исследования по двигателям летательных аппаратов, которые стали проводиться в Училище с конца сороковых годов, формировались под влиянием теплотехнической школы. В это время важнейшими проблемами двигателестроения были проблемы тепломассообмена и формирования рабочего процесса по термогазодинамическим параметрам, решение которых во многом определяло эффективность и надежность двигателей. Это научное направление получило широкое развитие после создания в 1948 году кафедры двигателей летательных аппаратов, возглавляемой М. А. Поповым. Тогда же были заложены основы экспериментальной базы, разработаны важные теоретические положения указанных проблем, подготовлены научно-педагогические кадры. С 1949 года Училище приступило к выпуску молодых специалистов в этой области. В пятидесятые годы была широко развернута научно-исследовательская работа, решен ряд важных задач по проблеме тепломассообмена между газом и пленками жидкости. Эти исследования имели исключительно большое научное и практическое значение.
В 1952—1961 годах были проведены серьезные исследования по проблеме форсирования рабочих процессов в двигателях летательных аппаратов.
В 1961 году кафедру возглавил профессор В. М. Кудрявцев. В 1965 году была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория, основой для создания которой стали проводимые исследования, имевшие большое теоретическое и практическое значение, В результате укрепления связей с промышленностью, оснащения лаборатории современной техникой и создания экспериментальных комплексов стало возможным проводить исследования проблемного и крупного прикладного характера. По некоторым основополагающим вопросам из указанных проблем Училище стало головным. Ряд принципиальных конструктивных решений был внедрен в серийное и опытное производство.
В 1971 году при МВТУ на базе кафедры было организовано отделение НИИПМ. В настоящее время оно имеет первоклассные лаборатории, оснащенные современными экспериментальными установками, позволяющими проводить как микроисследования, так и осуществлять промышленные эксперименты. Большой парк ЭВМ используется не только для проведения расчетов, оптимизации параметров, но и для обработки и анализа результатов эксперимента.
Сейчас кафедра решает крупные научные и практические проблемы в содружестве с институтами АН СССР, промышленными НИИ, университетами и вузами страны. Результаты научной деятельности кафедры отражены в монографиях и периодической печати. Изданы учебники и учебные пособия, которые являются основными для подготовки специалистов по двигателям летательных аппаратов. К ним относятся учебники, написанные профессорами А. М. Виницким, В. М. Поляевым, М. В. Добровольским, В. М. Кудрявцевым, доцентами А. А. Щербаковым, В. А. Буркальцевым и др. Вопросам расчета рабочего процесса двигателей и температурного состояния их конструкций посвящены исследования профессоров Г. Б. Синярева и В. С. Зарубина.
Физико-технологические установки
Исследования в области атомного энергетического машиностроения в Училище были начаты в 1961 году. В это же время была организована кафедра энергетических машин и установок. Со дня основания кафедру возглавляет Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий главный конструктор первой в мире атомной электростанции академик Николай Антонович Доллежаль.
В основу подготовки специалистов на кафедре энергетических машин и установок положено сочетание общеинженерной подготовки со специальной подготовкой в области ядерной и нейтронной физики, конструирования энергетических установок, управления их рабочим процессом. Для углубления теоретической подготовки выпускников и приобретения ими навыков конструирования на кафедре созданы и активно функционируют пять специализированных лабораторий, в которых обязательные занятия студентов составляют около 30 процентов учебного времени.
В проведении научных исследований участвуют ведущие ученые: И. Я. Емельянов, Ю. А. Егоров, Л. В. Константинов, В. И. Солонин и др. У кафедры сложились прочные связи с научно-конструкторскими и промышленными организациями. Коллективом кафедры решена важная научная проблема по выбору оптимального типа ядерного реактора для отечественной энергетики. С 1976 года на кафедре работает проблемная научно-исследовательская лаборатория применения высокотемпературных ядерных реакторов в народном хозяйстве. Характерной особенностью научных исследований, проводимых кафедрой, является их тесная связь с основными направлениями развития отрасли, широкое участие в них студентов.
Научно-конструкторская школа академика Н. А. Доллежаля создала и внедрила в энергетику оригинальную конструкцию реактора канального типа. Такие реакторы сооружены на первой в мире атомной электростанции и на Белоярской АЭС им. И. В. Курчатова. В канун XXV съезда КПСС дал энергию первый блок Ленинградской атомной электростанции им. В. И. Ленина мощностью 1000 МВт с реактором канального типа. В настоящее время успешно эксплуатируются два блока Ленинградской АЭС, завершаются работы по вводу в эксплуатацию двух блоков Курской и двух блоков Чернобыльской атомных электростанций мощностью 1000 МВт каждый с реакторами канального типа. Учениками и последователями академика Н. А. Доллежаля внесен большой вклад и в создание других типов реакторов и атомных энергетических установок.
Электрофизические установки
Научные исследования по плазмоэнергетическому машиностроению в Училище начали широко проводиться с 1961 года. Основным содержанием работ явилось проведение широкого научного поиска в новой области энергомашиностроения — в области плазмоэнергетических систем: плазменных и ионных ускорителей, плазмотронов, плазменных источников электромагнитного излучения, плазменных преобразователей энергии, плазменных технологических установок и др.
Особенность работ состоит в комплексном подходе к исследованию плазмоэнергетических систем — от установления основных физических закономерностей рабочих процессов этих систем до разработки методов их оптимизации, расчета, принципов конструирования, экспериментальной отработки и внедрения плазмоэнергетических систем в народное хозяйство.
Важнейшие направления использования плазменно-ионных систем в энергетике, технологических процессах, квантовой электронике, плазменной металлургии и других областях техники сформулированы в работах С. Д. Гришина и Н. П. Козлова, М. М. Чурсина. Сюда относятся работы по созданию высокоэффективных лазерных систем на основе импульсных ускорителей; технологических средств для различных видов обработки поверхностей в вакууме. Большой цикл работ проведен сотрудниками кафедры по исследованию, разработке и оптимизации катодных узлов различных плазменных устройств.
Важным направлением является также исследование процессов прямого преобразования тепловой энергии в электрическую, происходящих в плазменных системах. В этом направлении под руководством доцента В. В. Яминского выполнен большой цикл экспериментальных и теоретических исследований. В частности, удалось создать эффективные плазменные инверторы электрического тока, основанные на использовании участка вольт-амперной характеристики газоразрядного триода с отрицательной проводимостью.
Криогенная техника
Возникновение в Училище научного направления по холодильной технике относится к 1910 году. В 1914 году здесь была построена первая в нашей стране холодильная лаборатория, а в 1920 году организована первая кафедра холодильных машин. В 1932 году на кафедре была организована специализация по глубокому охлаждению и разделению смесей. В 1944 году кафедра была дополнена специализацией по компрессоростроению и получила название холодильных и компрессорных машин (ХКМ). В 1956 году была организована четвертая специализация — по кондиционированию воздуха. В 1961 году кафедра была разделена на две кафедры — криогенной техники и кондиционирования и компрессорных, вакуумных машин и установок и пневмоагрегатов. На кафедре холодильных и компрессорных машин выполнен ряд научно-исследовательских работ, подготовлены и изданы капитальные учебники и монографии. На кафедре созданы научные школы по технике низких температур, основателями которых являются: по холодильным машинам и установкам — заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор В. Е. Цыдзик, по машинам и установкам глубокого охлаждения — профессор С. Я. Герш.
Из экспериментальных научно-исследовательских работ в области умеренно низких температур следует отметить работы по определению физических свойств изоляционных материалов, по исследованию расходомеров для аммиака, поплавковых регуляторов теплопередачи в аппаратах, выполненные в первый период развития лаборатории. Начиная с 1930 года проводятся исследования новых типов холодильных компрессоров и аппаратов: компрессоров, работающих по циклу с дозарядкой холодильного агента, двухступенчатых аммиачных компрессоров, малых фреоновых холодильных компрессоров, конденсаторов, вертикально-трубных испарителей и других машин. В послевоенное время продолжались исследования малых фреоновых холодильных машин, а также компрессоров и аппаратов средней производительности, проводились исследования теплопередачи при конденсации различных фреонов.
Большое значение для развития холодильного машиностроения в нашей стране имели разработанные кафедрой градация холодильных машин (1933) и градация компрессоров (1946), которые ориентировали промышленность на выпуск наиболее совершенных и прогрессивных для этого времени типов компрессоров и аппаратов. Холодильные машины по каждой из этих градаций выпускались промышленностью в течение ряда лет. Были разработаны и изданы в 1937 году «Правила испытаний холодильных машин», применение которых обеспечило единообразие методик проведения испытаний и оценки эффективности холодильных машин.
Исключительно важное значение для подготовки инженерных кадров имел капитальный учебник «Холодильные машины и аппараты», вышедший двумя изданиями — в 1932 и в 1946 годах (авторы В. Е. Цыдзик, В. П. Бармин, Б. С. Вейнберг, Е. Б. Иоэльсон). В разработанных градациях в качестве важнейших идей выдвинуты предложения по повышению быстроходности и уменьшению веса компрессоров и аппаратов, по увеличению их эффективности, по совершенствованию методов расчета холодильных машин.
В послевоенные годы холодильная техника в СССР получила широкое развитие. Разработаны и освоены промышленностью новые конструкции холодильных машин различного типа и назначения. Отделом турбомашин ВНИИхолодмаш при участии кафедры холодильных и компрессорных машин разработаны конструкции первых отечественных машин большой производительности с центробежными компрессорами. Эти машины нашли широкое применение в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также применяются для кондиционирования воздуха. Теория и методика расчета этих машин была разработана на кафедре и изложена в книге Ф. М. Чистякова «Холодильные турбоагрегаты», вышедшей двумя изданиями — в 1960 и в 1967 годах.
Основателем вузовской школы криогенщиков является профессор С. Я. Герш. Первые отечественные воздухоразделительные устройства построены в 1931—1932 годах под руководством С. Я. Герша, Н. А. Доллежаля и С. Н. Семихатова. Наряду с работами по холодильной технике на кафедре активно велись исследования по глубокому охлаждению. Предложен ряд новых эффективных циклов, получивших название в технической литературе циклов С. Я. Герша. Широко проводились исследования по разделению воздуха и других газовых смесей. К числу основных работ тех лет можно отнести исследование процессов ректификации, теплообмена в регенераторах, рекуператорах, в витых и пластинчатых теплообменниках, разработку центробежного ректификатора. Особенно большие работы были проведены по созданию эффективных систем очистки воздуха от примесей. Важную роль в подготовке инженеров по глубокому охлаждению сыграл фундаментальный учебник С. Я. Герша «Глубокое охлаждение», вышедший тремя изданиями в период с 1933 по 1959 год.
Начиная с 1961 года все работы по глубокому охлаждению велись на кафедре криогенной техники и кондиционирования, которой по 1962 год руководил А. Г. Головинцов. С 1963 года кафедру возглавил Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Г. И. Воронин. Этот период характеризуется дальнейшим возрастанием научной активности кафедры, появлением новых направлений в исследованиях по глубокому холоду и кондиционированию. Ведутся работы по криогенным и поршневым детандерам и газовым машинам. Большое значение в развитии поршневых детандеров сыграла созданная быстроходная машина прямоточного типа, положившая начало новому направлению в развитии этого типа машин. Получили также признание разработанная теория рабочего процесса и методика расчета поршневых детандеров. Был создан и исследован ряд образцов детандеров турбинного типа на газовых опорах: микротурбодетандер, турбодетандер среднего давления, турбодетандер высокого давления и другие типы турбомашин.
Другой важный комплекс исследований включает работы по расчету, оптимизации и термодинамическому анализу циклов, как ожижительных, так и рефрежераторных. Эти работы, которые ведутся с учетом большого числа различных факторов, закладывают основы для последующего перехода к системам автоматического проектирования низкотемпературных установок. Продолжает также развиваться направление по созданию систем очистки, разделения газов и накопления массы. Здесь следует особо отметить новый метод адсорбции. Разработана эффективная система по извлечению криптона из воздуха. Результаты этих исследований нашли практическое применение в народном хозяйстве.
Преподавателями кафедры были изданы учебники и монографии фундаментального характера, получившие широкое признание научной общественности. Монография «Техника низких температур», написанная коллективом авторов, вышла двумя изданиями, в 1964 и 1975 годах, а также была издана в США. Эта книга охватывает широкий круг вопросов, в ней рассмотрены все основные процессы, происходящие в криогенных системах. Профессор В. И. Епифанова детально разработала теорию расширительных машин — турбодетандеров. Ее учебник «Низкотемпературные радиальные турбодетандеры» издавался дважды, в 1961 и в 1974 годах. Это наиболее полный труд по криогенным турбодетандерам. Монографии А. М. Архарова «Низкотемпературные газовые машины» (1969) и «Криогенные поршневые детандеры» (1974) содержат современную информацию и оригинальные авторские исследования по машинам этого типа. За работы в области низких температур профессор А. М. Архаров удостоен медали Международного института холода. Учебное пособие Е. И. Микулина «Криогенная техника» (1969) широко используется в вузах страны в учебном процессе. Под редакцией Г. И. Воронина регулярно публикуются труды кафедры глубокого охлаждения и кондиционирования, в которых содержатся результаты ее научных исследований.
Кондиционирование
Интенсивное развитие и исследование систем кондиционирования воздуха началось в конце сороковых годов. Одновременно была начата и подготовка инженеров для этой быстро развивающейся отрасли теплотехники. Профессором Г. И. Ворониным изданы учебники и несколько монографий, в которых изложены теоретические основы кондиционирования. Суть их заключается в следующем:
Эти основы имели большое значение для развития теории и практики кондиционирования. Сложность, многофункциональность и многорежимность указанных систем приводили к многообразию технических решений, затрудняли систематизацию накопленных материалов и оптимизацию аппаратов. Выдвинутые теоретические основы, успешно развиваемые учеными под руководством Г. И. Воронина, позволили преодолеть эти затруднения и явились основой теории и расчета систем кондиционирования и отвода тепла. Эти же положения были успешно использованы при создании и исследовании наземных систем кондиционирования с воздушными расширительными машинами. Разработанные совместно с промышленностью, эти кондиционеры получили практическое применение в ряде отраслей народного хозяйства.
Важным направлением кондиционирования является термостатирование различных устройств. Эти работы проводятся под руководством И. В. Марфениной, А. Д. Суслова, А. М. Архарова, Е. И. Микулина.
В Училище впервые в Советском Союзе были построены и испытаны низкотемпературные воздушные и гелиевые установки с турбодетандерами, давшие начало новому направлению в технике. Для стабилизации температуры быстродействующих микроохладителей разработан принцип двукратного дросселирования. Этот принцип получил широкое применение в промышленности. Впервые в стране созданы одноступенчатый экспансионный микроохладитель на 50 К и трехступенчатый микроохладитель на 19 К. Сотрудниками кафедры предложен новый цикл, рекомендованы рациональные размерные соотношения для всего класса машин со встроенными теплообменными аппаратами, разработана методика их расчета. Проведены широкие экспериментальные исследования машин и аппаратов. Все это позволило сократить мощность привода микроохладителей на 30—80 процентов. Предложен принципиально новый тип регулируемого микроохладителя, основанного на использовании эффекта «памяти формы». Применение в теплотехнике и энергетике элементов с «памятью формы» открывает новые перспективы. В семидесятые годы по инициативе ректора Училища академика АН СССР Г. А. Николаева проводятся комплексные работы по созданию новых типов криохирургических инструментов. Комиссией Министерства здравоохранения СССР был утвержден разработанный криоинструмент. Он прошел всесторонние клинические испытания. Использование инструмента позволяет значительно сократить, а в некоторых случаях полностью отказаться от применения в медицинской практике наркотических препаратов.
При кафедре успешно работает проблемная лаборатория глубокого холода, организованная в 1957 году. Перечисленные теоретические разработки, новые конструкции машин и аппаратов, монографии и учебники возникли в рамках исследований, проводимых в проблемной лаборатории.
Холодильные, компрессорные машины и пневмоагрегаты. Вакуумная техника
С развитием научного направления по криогенной технике тесно связано развитие научного направления по компрессорам и другим пневматическим устройствам. У истоков общей пневматики в Училище стояли ведущие ученые JI. П. Смирнов, Н. А. Доллежаль, И. И. Куколевский, А. Н. Ведерников, В. П. Бармин и др.
При известной общности внутренних процессов, происходящих в пневматических машинах, анализ и расчет их проводятся с учетом переменности массы и нестационарности процессов теплообмена, сжатия и истечения. Большой диапазон рабочих давлений (от 10-11 мм рт. ст. до 3000 ат) и производительностей, разнообразие технологических требований обусловили появление пневматических машин различного типа: компрессоров, вакуумных машин и установок, пневмоагрегатов.
Исследования компрессоров и вентиляторов в Училище начались в первом десятилетии XX века. В 1939 году в МВТУ была создана под руководством профессора А. Н. Ведерникова специальная кафедра компрессоров и вентиляторов, членами которой были В. П. Бармин, главный конструктор автогенного завода К. С. Буткевич и др. Первый выпуск инженеров-механиков по специальности «Компрессоростроение» состоялся в 1940 году.
В 1944 году подготовка компрессорщиков проводилась в рамках специальности «Холодильные и компрессорные машины» по кафедре ХКМ. Специализацию «Компрессорные машины и установки» возглавил крупный советский ученый академик Н. А. Доллежаль.
Под руководством профессоров В. Д. Лубенца, Е. С. Фролова и других ученых проводились научные исследования по компрессорной технике. Особое внимание было уделено развитию методов анализа и расчета самодействующих клапанов, ротационных пластинчатых машин и многоступенчатых поршневых компрессоров, созданию математической модели поршневого компрессора и на этой основе оптимизации его параметров, исследованиям теплообмена в поршневых машинах. Исследования, направленные на создание машин для получения сверхвысокого давления, которые ведутся в Училище, способствовали разработке нового типа машины — лопаточной машины вихревого типа и созданию методов ее анализа и расчета. Значительные теоретические и опытно-конструкторские исследования проведены в области сверхнизких давлений под руководством Е. С. Фролова. Исследовательские работы ведутся по жидкостно-кольцевым ротационным машинам. Анализ составляющих потерь, учет вязкости в гидродинамике жидкостного кольца, разгрузка его от окружных составляющих трения за счет постановки разгрузочного кольца позволяют оптимизировать конструктивные соотношения, увеличить КПД и быстроходность данных машин.
В Училище проводятся также широкие исследования вакуумных машин и установок низкого, среднего и высокого вакуума. Экспериментально и теоретически были исследованы вакуум-компрессоры всех основных типов: поршневые, ротационные, пластинчатые, роторно-поршневые, лопаточные и др. При этом разработана теория разделения потерь и анализа их составляющих.
В результате исследований поршневых одно- и двухступенчатых машин с плоским и поршневым золотниками предложен новый поршневой вакуум-компрессор системы МВТУ с характеристиками, превышающими международные стандарты, выпускаемый ныне крупными сериями. По вихревым машинам кроме создания теории их расчета предложен ряд новых конструктивных модификаций, исследованы и внедрены малорасходные механические вакуум-насосы, в том числе и работающие без смазки.
Одновременно разработана теория расчета многоступенчатых вакуумных установок, работающих при переменных режимах, и вакуумных систем с определением времени откачки и оптимизации основных параметров, что позволило создать ряд высокопроизводительных вакуумных установок.
В Училище разработана методика экспериментального исследования вакуум-компрессоров в замкнутом вакуумном кольце, методика анализа рабочего процесса с индицированием быстропеременных давлений и температур в рабочих полостях вакуум-компрессора; проводятся исследования истечения газов через щели различной формы при малых числах Рейнольдса.
В области высокого вакуума разработаны теория и методы расчета наиболее прогрессивного типа машины — турбомолекулярного вакуум-насоса и на этой основе значительно улучшены его откачные характеристики и созданы оригинальные высоковакуумные системы. Проводятся также исследования по криогенным, электроразрядным, струйным и сорбционным откачным устройствам с разработкой и внедрением в производство соответствующих типов вакуум-насосов и систем.
По пневмоагрегатам выполнен целый комплекс исследований и создаются различного рода пневматические двигатели и приводы, пневматические и термоэлектрические исполнительные устройства, регулирующая и перекрывающая арматура с улучшенными динамическими характеристиками для управления и защиты систем кондиционирования и для различных силовых пневматических устройств (Ю. Ф. Никитин, Н. Т. Романенко и др.). Разработаны методики расчетов различных типов двигателей и исполнительных устройств, созданы разнообразные конструкции микромашин для систем кондиционирования. Ряд оригинальных разработок внедрен в промышленность с большим экономическим эффектом. Развиваются методы совершенствования различных типов исполнительных устройств и приводов. Исследование и расчет элементов проводятся с учетом нестационарности процессов.
Гидромашиностроение. Гидропневмоавтоматика и гидропривод
Развитие исследований в области гидравлики и гидравлических машин в Училище началось в шестидесятые–семидесятые годы XIX века с теоретических работ профессора А. С. Ершова и изготовления небольших насосов и турбин. В дальнейшем эти исследования продолжил П. К. Худяков, опубликовавший в 1890—1891 годах «Атлас поршневых насосов».
Теоретические и экспериментальные работы по насосам развернулись после создания в Училище в 1900 году гидравлической лаборатории. И. И. Куколевский, работавший здесь вначале лаборантом, начал проводить первые исследования рабочего процесса насосов. В результате глубокого изучения работы клапанов поршневых насосов им было сформулировано условие безударной посадки клапана: n-h — const (п — количество ходов поршня в минуту, h — высота подъема клапана, мм). Это уравнение, принадлежащее И. И. Куколевскому, до сих пор используется при проектировании поршневых насосов.
Изучение рабочего процесса объемных машин продолжается на кафедре совместно с промышленными организациями. К. Н. Поповым, Ю. Л. Кирилловским, С. Н. Рождественским работа клапанов объемных машин исследовалась в широком диапазоне режимов. Разработаны методы проектирования оптимальных клапанов для современных объемных машин, ведется изучение рабочего процесса и т. п. Большие коллективы во ВНИИГидромаше, Гидронефтемаше и других организациях, руководимые воспитанниками Училища, ведут плодотворную работу по созданию совершенных объемных гидромашин. Вопросы кинематики и динамики, классификации и подобия объемных гидромашин, проблемы, имеющие первостепенное значение для оптимального проектирования, разрабатывались В. В. Мишке и В. Н. Прокофьевым.
В начале XX века в гидравлической лаборатории Училища начались первые исследования центробежных насосов, в то время мало изученных и практически не изготовлявшихся в России. Существо рабочего процесса центробежных насосов было изложено в работе И. И. Куколевского «К теории центробежного насоса». Позднее в работе «Насосные машины городских водоснабжений» И. И. Куколевский критически рассмотрел достоинства и недостатки оборудования различных насосных станций России и Германии и наметил пути создания рациональных насосных установок. В двадцатых годах проводились исследования насосов, позволившие разработать первый проект их номенклатуры, которая окончательно была составлена в пятидесятых годах. Впервые в мире все насосы были систематизированы и объединены единой номенклатурой. Эта работа была проведена под руководством И. И. Куколевского.
Большое значение для понимания основ рабочего процесса центробежных насосов имели впервые проведенные в СССР испытания насосов, в результате чего удалось наметить пути создания более эффективных машин. В тридцатые годы в Училище были впервые проведены кавитационные испытания насосов, выявляющих важнейшую сторону рабочего процесса — работу в условиях кавитации. Проблема кавитации в центробежных и осевых насосах разрабатывается далее С. С. Рудневым как в стенах Училища, так и в созданном Научно-исследовательском институте гидромашиностроения. С. С. Рудневым были разработаны основы современных методов расчета лопастных насосов и вопросы подобия кавитационных режимов работы насосов. Введенный впервые им кавитационный коэффициент подобия насосов является основным параметром, определяющим кавитационные свойства насосов. С. С. Руднев и И. В. Матвеев провели ряд фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований по работе лопастных насосов в режиме «суперкавитации» и создали методы расчета режимов работы насоса в условиях различных стадий развития явления кавитации. Большое практическое значение имеют проводимые профессорами С. С. Рудневым и Д. Н. Поповым и их учениками работы по расчету высокооборотных шнекоцентробежных насосов по динамике гидросистем управления.
Научные работы Училища в большой степени определили развитие отечественного гидротурбиностроения. В 1925 году в гидравлической лаборатории была испытана модель первой в стране пропеллерной гидротурбины, спроектированной и изготовленной под руководством И. И. Куколевского. Для изучения рабочего процесса и разработки методов расчета гидротурбин в лаборатории создается первая в стране установка для испытания гидротурбин. В двадцатые годы были спроектированы и исследованы новые типы радиально-осевых и пропеллерных гидротурбин. Для изучения рабочего процесса и физических явлений, происходящих в их рабочих органах, в Училище был создан первый в стране стенд для кавитационных испытаний модельных гидротурбин.
Исследования рабочего процесса гидротурбин показали, что с увеличением их быстроходности наиболее существенным элементом проточного тракта турбины становится ее отсасывающая труба. Под руководством И. И. Куколевского были проведены испытания новых форм отсасывающих труб. Углубленное изучение преобразования потока в отсасывающих трубах на аэродинамическом и гидравлическом стендах, проведенное в сороковых—шестидесятых годах Л. Г. Подвидзом и Д. А. Бутаевым, дало возможность впервые сформулировать основы метода профилирования оптимальных отсасывающих труб гидротурбин. Изучен баланс потерь, разработаны методы оптимального проектирования раструбных отсасывающих труб, изучено влияние максимального эффекта в отсасывающих трубах модельных и натурных гидротурбин. Коллектив гидравлической лаборатории и кафедры гидромашин под руководством Д. А. Бутаева непосредственно участвовал в разработке отсасывающих труб для гидротурбин Волжской ГЭС им. Ленина, Саратовской и других гидроэлектростанций. Необходимо также отметить, что сотрудниками кафедры А. П. Яночкиным и О. В. Батаевым был впервые изучен рабочий процесс ковшовых гидротурбин.
С 1932 года в Училище развивается новое направление в области гидромашин — гидропередачи. Начало этому было положено И. И. Куколевским. В статье «Гидравлические трансформаторы и гидромуфты» он обратил особое внимание на необходимость широкого теоретического и экспериментального исследования этого прогрессивного вида передачи, имеющего большую техническую будущность. Систематические исследования гидропередач ведутся на кафедре гидромашин профессором В. Н. Прокофьевым уже много лет. Им разработаны основы расчета рабочего процесса элементов гидропривода, теория и методы профилирования рабочих колес гидродинамических передач. В последние годы В. Н. Прокофьевым, его учениками и сотрудниками разрабатываются методы расчета и анализа динамики гидропривода, изучается работа биомеханической системы человек — гидропривод — объект регулирования. Большой цикл работ ведется по изучению свойств рабочих жидкостей и их влияния на работу гидропривода. Результаты этих исследований обобщены в ряде монографий В. Н. Прокофьева и используются в практике создания оборудования систем гидропередач.
Глубина и широта исследований в области энергомашиностроения обеспечили укрепление материальной базы для подготовки инженеров и рост научных кадров.
Высокий научный авторитет энергомашиностроительной школы Училища признан не только в нашей стране, но и за рубежом. Профессор А. С. Орлин являлся почетным доктором Пражской высшей технической школы и Дрезденского технического училища. Вице-президентом комиссии Международного института холода избран профессор А. М. Архаров; членами этого института являлись профессора Г. И. Воронин и В. И. Епифанова. Представители научной школы энергомашиностроения регулярно выступают с докладами на международных симпозиумах и конгрессах.