Научно-образовательный центр МГТУ им. Н.Э. Баумана «Новая химия и энергомашиностроение» (Инжиниринговый центр)

Научно-образовательный центр МГТУ им. Н.Э. Баумана «Новая химия и энергомашиностроение» (Инжиниринговый центр) образован в 2014 году.

Основной целью деятельности Инжинирингового центра является проведение исследований в области триботехнологий в энергомашиностроении, а также поиск новых решений для качественного повышения энергоэффективности отечественной техники.

Основные направления фундаментальных и прикладных исследований Центра:

  • развитие отечественной химической индустрии в части производства инновационных смазочных материалов для нужд энергомашиностроения и машиностроения в целом;
  • развитие инновационных триботехнологий в промышленных масштабах и широкое внедрение в машиностроение России;
  • повышение экспортного потенциала отечественных смазочных материалов и выход на мировой рынок

Главными задачами Инжинирингового центра являются:

  • выполнение фундаментальных и прикладных исследований в области триботехнологий и инновационных смазочных материалов в энергомашиностроении, а также в смежных с ними областях;
  • привлечение крупных отечественных и зарубежных ученых к работе над актуальными проблемами энергомашиностроения при реализации инновационных проектов;
  • повышение уровня фундаментального образования и инженерной подготовки студентов, аспирантов, научных и инженерных кадров при помощи организации лекционных курсов ведущих отечественных и зарубежных специалистов, стажировок в ведущих мировых университетах и научно-исследовательских центрах;
  • развитие международного сотрудничества с ведущими мировыми университетами и организациями в областях научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Трение возникает при взаимодействии тел при их относительном движении (смещении), либо при движении тела в газообразной или жидкой среде. Трение неизбежно приводит к износу, из-за чего снижаются функциональные качества изделий, и теряется их потребительская ценность.

Износ технологического оборудования, машин и механизмов приводит к ухудшению качества выпускаемой продукции и снижению работоспособности и производительности машины, что обусловливает ее обесценивание.

Эффективным средством борьбы с износом является применение высококачественных смазочных материалов. Это обеспечивает ряд существенных преимуществ:

  • коэффициент трения снижается в 10 и более раз, что приводит к повышению энергоэффективности машин и оборудования;
  • срок службы техники увеличивается в 2-3 раза;
  • снижается потребление электроэнергии и уровень шума механизмов;
  • при эксплуатации транспорта расход топлива снижается на 8-12%.

Триботехнологии определяют функциональную специфику смазочных материалов и занимают преобладающую долю в структуре их себестоимости, поэтому развитие этого направления является первостепенной задачей. Справиться с ней может применение инжинирингового цикла создания инновационного смазочного материала.

Инжиниринговый цикл включает в себя, помимо традиционных этапов, разработку технологии рециклинга (повторного использования смазки), повышение энергоэффективности (эффективного использования энергетических ресурсов) и улучшение экологичности. В ближайшее десятилетие ожидается ощутимый рост интереса к данному инновационному подходу.

Применение смазочных материалов нового поколения, вследствие качественного повышения энергоэффективности отечественной техники, повлечет за собой развитие конкурентоспособности отраслей промышленности России, связанных с машиностроением: транспорта, тяжелого машиностроения, легкой промышленности, металлообработки, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей.

Директор Научно-образовательного центра «Новая химия и энергомашиностроение» (Инжиниринговый центр)

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Бородулин Алексей Сергеевич