Крутов Виталий Иванович

( 1922-1994 гг. )

Декан факультета ТГМ 1953-1955 г. и факультета «Энергомашиностроение в 1962-1964 г.

Заслуженный деятель науки и техники СССР, Лауреат государственной премии, Председатель НТС Минвуза СССР, заведующий кафедрой «Термодинамика и теплопередача» МГТУ им. Н. Э. Баумана, доктор технических наук, профессор.

Виталий Иванович Крутов родился и вырос в Ижевске в русской семье: его родители приехали сюда из Москвы в трудный 1919 год в числе завербованных для работы на оружейном заводе.

Виталий Крутов закончил школу с Похвальной грамотой (медалей за отличие тогда не было), поступил на моторное отделение МАИ. Будучи отличником, стал стипендиатом имени Серго Орджоникидзе. Но началась война. По направлению райкома комсомола студенты идут работать на Московский авиационный завод, заменив ушедших на фронт. Виталий Крутов стал токарем-револьверщиком, быстро освоился и уже через несколько дней выдавал норму. Вскоре студентов МАИ направили в формировавшиеся тогда истребительные батальоны. Несколько дней изучали оружие, а потом получили задание — прочёсывать подмосковные леса. Однако недолго студенты занимались этим делом, их вернули в институт: нужда в будущих инженерах была большей, чем в необстрелянных «истребителях».

Вскоре МАИ эвакуировали в г. Алма-Ата, а МВТУ им. Баумана - в Ижевск. Виталий Крутов принял решение вернуться домой в Ижевск и продолжить учёбу в МВТУ.

В. И. Крутов зачислен на третий курс МВТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС).

Вся дальнейшая судьба В. И. Крутова неразрывно связана с МВТУ им. Н. Э. Баумана. Во время обучения в МВТУ за отличную учёбу и активную общественную работу он получал Сталинскую стипендию.

После окончания Училища с дипломом инженера-механика по двигателям внутреннего сгорания в соответствии с рекомендацией Учёного Совета и распределением был принят в аспирантуру по кафедре ДВС. В 1945 году по совместительству поступил на работу в Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) в должность инженера, где и выполнил экспериментальную часть диссертации. Большую роль в становлении Виталия Ивановича как учёного сыграл его научный руководитель профессор Герман Георгиевич Калиш - крупный специалист в области двигателей внутреннего сгорания, человек высокой культуры и энциклопедических знаний.

После защиты в 1948 году кандидатской диссертации был оставлен для работы на кафедре в должности ассистента. Талантливый педагог и учёный, человек цепкого ума и кипучей творческой энергии, Виталий Иванович попадает в непосредственное общение с такими корифеями науки, как А. С. Орлин и Д. Н. Вырубов, его коллегами являются ставшие впоследствии известными учёными М. Г. Круглов, Ф. Ф. Симаков, Н. И. Костыгов и многие - многие другие. Обучая студентов, Виталий Иванович постоянно и упорно учился сам, результатом чего явилось издание в 1958 году его первого фундаментального труда - учебника «Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания».

С 1948 года он работал заместителем декана Тепловых и гидравлических машин (теперь факультет «Энергомашиностроение»), а в 1953 году был назначен деканом этого же факультета.

В 1955 году коммунисты Училища избрали В. И. Крутова секретарём партийного комитета. На этом ответственном и высоком посту он проработал 4 года, оставаясь по совместительству доцентом кафедры.

Виталий Иванович успешно защитил докторскую диссертацию в 1961 году, и в 1963 году был утверждён в звании профессора.

В 1961 году он был избран заведующим старейшей кафедрой факультета Энергомашиностроения «Термодинамика и теплопередача», которую возглавлял свыше 30 лет, (ныне кафедра теплофизики).

По его инициативе и при его непосредственном участии на кафедре были созданы типовая учебная лаборатория по термодинамике и теплообмену, лаборатория автоматики, первый на факультете кафедральный вычислительный центр, хорошо оборудованная специализированная аудитория, отдел проблемной лаборатории. Под редакцией В. И. Крутова и его непосредственном участии как автора коллективом кафедры изданы учебники и учебные пособия по технической термодинамике, теплотехнике, основам автоматического регулирования. Здесь особо следует подчеркнуть комплексный подход к изданию методических материалов, включающих учебник, задачник и лабораторный практикум для студентов.

Это оказалось возможным благодаря его замечательным деловым и человеческим качествам - прежде всего умению ставить перед коллективом задачи, диктуемые временем, и добиваться их выполнения. Под его руководством на кафедре была создана современная структура и методика изложения термодинамики, которую он настойчиво внедрял в учебный процесс и публикуемые учебники. Книги, изданные кафедрой, получили высокую оценку в виде отзывов и премий МВТУ и Минвуза СССР.

Большим событием не только для кафедры, но и для всего факультета, явилось издание в 1986 году учебника по теплотехнике под редакцией и авторском участии В. И. Крутова.

Будучи заведующим кафедрой, в 1961 году В. И. Крутов был вновь избран деканом факультета, а в октябре 1962 года назначен проректором по учебной работе МВТУ.

В марте 1964 года по представлению министра высшего и среднего образования СССР В. П. Елютина В. И. Крутов назначается председателем научно-технического совета министерства и утверждается членом коллегии.

Профессор В. И. Крутов был крупным отечественным учёным широкого профиля. В стенах МВТУ он создал научную школу и возглавил научное направление по автоматическому регулированию двигательных и теплоэнергетических установок.

В последующие годы под руководством В. И. Крутова была разработана методика расчёта и построения переходных процессов нестационарных САР, описываемых нелинейными дифференциальными уравнениями с переменными коэффициентами.

В. И. Крутов с 1948 года непрерывно вёл в МВТУ преподавательскую работу. Результатом постоянного совершенствования учебных курсов явилось издание учебника «Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания» (выдержал 5 изданий в СССР, издан в Польше, переведён издательством «Мир» на английский язык), сборника задач по теории автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания. За ряд фундаментальных работ в области автоматического регулирования В. И. Крутов трижды удостаивался премий МВТУ, в составе авторов учебника «Двигатели внутреннего сгорания» ему было присвоено звание Лауреата Государственной премии СССР. Также он был удостоен почётного звания Заслуженный деятель науки и техники России.

В. И. Крутов разработал программу и создал лекционный курс по теории

автоматического регулирования ДВС, им была разработана программа и читались лекции по теории колебаний и основам автоматики для ряда специальностей факультета «Энергомашиностроение». Он принимал активное участие в постановке и чтении курса «Управление в технических системах» на факультете «Э».

Всего В. И. Крутов опубликовал свыше 250 работ, среди которых 30 монографий, учебников и учебных пособий.

Блестящий учёный и эрудит В. И. Крутов щедро передавал свои знания и богатый опыт научным работникам и специалистам из промышленности, бессменно руководя созданным им в 1970 году постоянно действующим научно-техническим семинаром по автоматическому регулированию и управлению теплоэнергетических установок, ныне носящим его имя.

Семинар стал местом делового и научного общения учёных и инженеров соответствующего профиля. Сюда съезжались специалиста из многих регионов страны, чтобы обсудить назревшие вопросы, направленность и актуальность проводимых исследований, представить на суд общественности выполненные кандидатские и докторские работы.

Много лет В. И. Крутов руководил работой аспирантов, среди его учеников 27 кандидатов и 7 докторов технических наук.

В. И. Крутов являлся членом научно-редакционных советов издательства «Машиностроение», журнала «Двигателестроение», международного журнала «Современная высшая школа», членом экспертной комиссии ВАК, членом учёных советов МГТУ им. Н. Э. Баумана, факультета «Э» и ряда других организаций.

Размышляя о результатах деятельности человека такого крупного масштаба, каким являлся В. И. Крутов, было бы неправомерным обойти вопрос о его человеческих качествах, которые наиболее выпукло преломляются через призму семейных отношений.