Орлин Андрей Сергеевич

( 17.02.1902 – 03.03.1988 )

Декан факультета ТГМ 1938-1939 гг.

           Выдающийся ученый в области двигателестроения, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Лауреат Сталинской и Государственной премии СССР, почетный доктор Дрезденского технического университета и Пражской высшей технической школы, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» МВТУ им. Н. Э. Баумана, доктор технических наук, профессор.

            А. С. Орлин родился 17 февраля 1902 г. в г. Новочеркасске в интеллигентной дворянской семье.

            Трудиться Андрей Сергеевич начал с 1919 года и прошел большой путь от чертежника и лаборанта на Тульском оружейном заводе до выдающегося ученого и педагога – главы отечественной школы ученых в области двигателей внутреннего сгорания.

            В 1921 году А. С. Орлин поступает в МВТУ на специальность ДВС и заканчивает его в 1926 году. В этом же году он поступает в аспирантуру по специальности ДВС и одновременно начинает работать в НАМИ в качестве инженера. С 1928 г. А. С. Орлин штатный преподаватель МВТУ по сопротивлению материалов, термодинамике и двигателям внутреннего сгорания. С 1930 г. он работает заместителем заведующего кафедрой «Сопротивление материалов», а с 1931 г. заведующий специальностью «Двигатели внутреннего сгорания».

            В ученом звании профессор А. С. Орлин утвержден дважды: в 1932 г. по кафедре «Сопротивление материалов», а после защиты докторской диссертации в 1937 г. и по кафедре «Двигатели внутреннего сгорания». В 1938-39 гг. А. С. Орлин работал деканом факультета «Тепловые и гидравлические машины» (ТГМ). В 1939 г. он избирается заведующим кафедрой «Двигатели боевых машин», а в 1949 г. заведующим объединенной кафедрой ДВС на факультете ТГМ. Этой кафедрой он заведовал до середины 1975 года. Параллельно с работой в МВТУ с 1925 по 1952 гг. работал в ЦИАМ им. Баранова, где занимался вопросами исследований, конструирования и расчета быстроходных двигателей и контролем за их постройкой на заводах. Эти работы А. С. Орлин выполнял вместе с прославленными академиками, Героями Социалистического труда В. Я. Климовым, Б. С. Стечкиным, А. А. Микулиным, участвовал в создании отечественных опытных и серийных конструкций легких авиационных двигателей (в частности, семейства АМ).

            Кроме того, А. С. Орлин принимал непосредственное участие в создании и доводке многих судовых, тепловозных, автомобильных и других типов двигателей. Среди них: двигатели 37Д, 40Д, 45Д, Д-49 на Коломенском тепловозостроительном заводе, 61Д, 58Д, РД6 на заводе Русский дизель, 2Д100и 10Д100 на заводе имени Малышева, ЯМЗ-204 и ЯМЗ-206 на Ярославском моторном заводе и др.

            Во время Великой Отечественной войны А. С. Орлин согласно решению ГКО был вызван из эвакуации и восстановил в филиале МВТУ в Москве лабораторию, в которой под его руководством были проведены работы по оборудованию двигателей специальной аппаратурой, связанной с использованием баллонов воздушного заграждения противовоздушной обороны Москвы.

            Первые научные работы А. С. Орлин выполнил и опубликовал в 28-29 гг. Они касались вопросов прочности (главным образом прочности коленчатых валов и кривых брусьев), а также газообмена двухтактных двигателей внутреннего сгорания.

            А. С. Орлин опубликовал более 200 работ, в том числе 9 учебников и 8 монографий.

В 1961 г. кафедре КДВС поручается организация новой специальности «Плазменные энергетические установки» под руководством профессора А. С. Орлина. Из состава кафедры КДВС в начале 1963 года была выделена самостоятельная кафедра «Плазменные энергетические установки».

            За большие работы в области двигателестроения А. С. Орлин в 1947 г. был избран действительным членом Академии артиллерийских наук и успешно проводил с 1947 по 1953 гг. научно-исследовательские работы в ней.           

            В 1951 г. и в 1972 г. награжден орденами Ленина, а в 1961 г. орденом Трудового Красного Знамени. Награжден четырьмя медалями. В 1956 г. А. С. Орлину присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». В 1952 году за монографию «Двухтактные легкие двигатели» Андрею Сергеевичу присвоена Сталинская премия, а в 1974 г. - Государственная премия СССР за четырехтомный учебник «Двигатели внутреннего сгорания».

             В 1967 году А. С. Орлин был избран почетным доктором наук Дрезденского технического университета, а в 1968 году почетным доктором Пражской высшей технической школы.

            В 1970 году А. С. Орлин занесен в книгу Почета МВТУ.

            Умер А. С. Орлин 3 марта 1988 г. и похоронен в Москве на Пятницком кладбище.