!
В 2025 году кафедра Э2 проводит набор
- по специальности 24.05.02 «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», специализация «Авиационные поршневые двигатели» (специалист);
- по направлению подготовки 13.03.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Двигатели внутреннего сгорания» (бакалавр);
- по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», профиль «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (бакалавр);
- на магистерские программы по направлению подготовки 13.04.03 «Энергетическое машиностроение» (магистр):
- «Двигатели наземного транспорта»,
- «Двигатели специального назначения»,
- «Альтернативные и гибридные энергетические системы».
Кафедра «Комбинированные двигатели и альтернативные энергоустановки» готовит высококвалифицированные инженерные кадры в области проектирования поршневых и комбинированных двигателей, используемых в транспорте и энергоустановках различного базирования, а также специалистов по энергетическим системам и установкам на основе возобновляемых источников энергии, в частности солнца и ветра.
С одной стороны, поршневые двигатели нашли широкое применение и сохраняют свою актуальность, с другой – по всему миру активно развиваются возобновляемые источники энергии. Уникальное сочетаний компетенций кафедры по двум направлениям позволяет в том числе работать над созданием гибридных энергетических систем и установок.
Студенты кафедры изучают широкий спектр инженерных дисциплин, теоретические знания по которым закрепляются практической работой в лабораториях и компьютерных классах, оснащенных современными измерительными комплексами и вычислительной техникой.
Ежегодные практики на крупных предприятиях по всей России (КамАЗ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, НАМИ, Коломенский завод, Unigreen Energy, НоваВинд, Газпром и др.) позволяют получить практические навыки работы с изучаемыми объектами.
Студенты участвуют в выполнении научных исследований, проводимых кафедрой по заказам крупных российских и зарубежных компаний.
Немаловажными источниками развития творческого инженерного потенциала обучающихся являются студенческие объединения «Формула-студент» (https://piston-engines.ru/nauchnaya-rabota/snto/formula-student), основанное на кафедре, «Студенческий научно-инженерный отдел», «Студенческое научно-техническое общество» и др., в рамках которых ведется реальная проектная работа и можно реализовать собственные идеи или присоединиться к действующей команде.
Повсеместное распространение поршневых и комбинированных двигателей и бурное развитие энергетических установок на основе возобновляемых источников энергии во всем мире обеспечивают выпускникам кафедры возможность для хорошего трудоустройства.
Выпускники кафедры работают в российских и зарубежных организациях, занимающихся проектированием, производством, исследованием, эксплуатацией и сервисным обслуживанием поршневых и комбинированных двигателей и энергетических систем и установок на основе возобновляемых источников энергии. Среди них - АвтоВАЗ, КамАЗ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, SOLLERS (Россия), AVL (Австрия), Siemens (Германия), Robert Bosch (Германия), RED aircraft (Германия), Unigreen Energy, НоваВинд, Газпром и др.
Преподавательский состав кафедры включает в себя 6 докторов технических наук (Грехов Л.В., Гришин Ю.А., Марков В.А., Путинцев С.В., Онищенко Д.О., Чайнов Н.Д.), 11 кандидатов технических наук, в числе которых крупнейшие специалисты в области двигателестроения и энергетических установок на основе возобновляемых источников энергии, Заслуженные деятели науки РФ.
За годы своей деятельности кафедра подготовила порядка 300 кандидатов технических наук, свыше 50 докторов технических наук. Среди ее выпускников 6 академиков РАН (Добрынин В.А., Климов В.Я., Микулин А.А., Стечкин Б.С., Чудаков Е.А., Брилинг Н.Р.), 8 Героев Социалистического труда, 28 лауреатов Ленинских, Сталинских и Государственных премий, 4 лауреата премий Совмина, Правительства РФ, 24 Заслуженных деятеля науки и техники РСФСР и науки РФ.
Кафедра подготовила свыше 3000 высококвалифицированных инженеров, многие из которых стали главными конструкторами и руководителями двигателестроительных предприятий, государственными деятелями (С.А. Степанов, В.А. Малышев, П.М. Зернов, В.М. Пятов, А.С. Орлин, М.Г. Круглов, Н.П. Козлов, В.И. Крутов).
Силами преподавателей и научных сотрудников кафедры изданы уникальные многотомные учебники, выдержавшие несколько изданий, написаны 36 монографий и сборников научных трудов, опубликовано свыше 2500 статей в научно-технических журналах.