!
Орлин Андрей Сергеевич родился в Туле 17 февраля 1902 г.
Отец - Орлин Сергей Андреевич (1863-1937 гг.) по образованию преподаватель истории, занимал должность директора Тульского коммерческого училища:
Мать Орлина Валентина Ивановна (1872-1953 гг.) – преподаватель гимназии:
В семье кроме Андрея Сергеевича было еще двое детей: старшая сестра Ирина (1900-1931 гг.) и младший брат Борис (1904-1925 гг.).
В 1921 году Орлин А.С. был командирован Тульским райкомом союза металлистов в МВТУ, которое окончил в 1926 г. Весной 1925 г. поступил в научно-автомоторный институт (НАМИ), работал старшим инженером-конструктором до организации Института авиационного машиностроения (ЦИАМ), куда перешел и где работал старшим инженером и руководителем одного из научно-исследовательских секторов.
В конце 1926 года был зачислен аспирантом МВТУ по кафедре «Двигатели внутреннего сгорания». Аспирантуру закончил в начале 1930 г. Будучи аспирантом, работал как в области исследования рабочего процесса двигателей, так и в области сопротивления материалов. Вел педагогическую работу, участвовал в проектировании и расчетах быстроходных двигателей в НАМИ и наблюдал за их заводским изготовлением.
Педагогическая деятельность велась в основном в МВТУ (МММИ), где он руководил занятиями по сопротивлению материалов, изучению конструкции и термодинамики двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
А.С. Орлин методическую работу вел главным образом по кафедре сопротивления материалов, являясь заместителем заведующего кафедрой, с 1931 г. был руководителем специальности ДВС (январь - май 1931 г.) В апреле 1932 г. после защиты докторской диссертации был утвержден в звании профессора.
В 1938-1939 гг. был деканом факультета ТГМ, а с 1939 по 1975 гг. заведовал кафедрой двигатели внутреннего сгорания. Во время Великой Отечественной войны проводил работу по использованию двигателей специального назначения для противовоздушной обороны Москвы.
Основные труды профессора А.С. Орлина посвящены исследованию процессов газообмена и наддува, а также вопросам прочности конструкции двухтактных быстроходных двигателей. Профессор А.С. Орлин установил соотношения, позволяющие определить основные параметры газообмена и изменение их по времени в зависимости от показания работы двигателя с учетом влияния неустановившихся процессов. Им разработан инженерный метод расчета органов газораспределения, являвшийся общепринятым в СССР и в ряде зарубежных стран. Орлин А.С. предложил уточненный способ расчета на прочность коленчатых валов с малым межцилиндровым расстоянием поршневых двигателей.
А.С. Орлин является основоположником Советской школы ученых и специалистов в области поршневых и комбинированных двигателей. Им опубликовано более 200 работ, в том числе 20 учебников и 8 монографий, в связи с чем ему неоднократно присуждалась Премия МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В течение многих лет А.С. Орлин являлся председателем секции двигателестроения НТС Минтяжмаша СССР. В течение 30 лет был членом комиссии ВАК. Под его руководством защищено более 50 кандидатских диссертаций, а 15 его учеников стали докторами наук.
Орлин А.С. в апреле 1947 года был избран действительным членом Академии артиллерийских наук. В 1956 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
За публикацию в 1950 г. монографии «Двухтактные легкие двигатели» Орлину А.С. была присуждена Государственная премия (1952 г.), а за третье издание четырехтомного учебника «Двигатели внутреннего сгорания» в 1974 г. Орлин А.С. вторично стал Лауреатом Государственной премии СССР.
Научная деятельность Орлина А.С. была признана и за рубежом: ему было присвоено звание почетного доктора наук Дрезденского технического университета и Чешского высшего училища в Праге.
Заслуги А.С. Орлина были отмечены орденами Ленина, которыми он был награжден дважды (в 1951 и 1972 гг. – единственный преподаватель в МГТУ), орденом Трудового красного знамени в 1961 г. и медалями СССР.
Орлин А.С. неоднократно избирался депутатом Моссовета.
По роду своей деятельности Орлину А.С. приходилось общаться с известными деятелями науки и техники, среди которых были академики АН СССР С.П. Королев, В.Н. Челомей, Б.С. Стечкин, А.А. Микулин. С последним Андрей Сергеевич в молодости работал в ЦИАМе, с ним его связывали дружеские отношения до конца жизни.
Будучи человеком разносторонних интересов и остроумным, известный конструктор авиационных двигателей Александр Александрович Микулин (племянник Н.Е. Жуковского) в неофициальной обстановке, намекая на научную деятельность Андрея Сергеевича, в шутку говорил: «Ты, Андрюша, книжки писал, а я двигатели делал…» – что не мешало им дружить и уважать друг друга.
В 1935 году А.С. Орлин вступил в брак с Ольгой Николаевной Клешняк (1914-1995 гг.), работавшей в ВИАМе. У супругов было двое детей: сын Сергей (1937 г.) и дочь Ирина (1942-1979 гг.)
Сергей Андреевич Орлин работает в МГТУ в должности доцента кафедры «Ракетные двигатели».
Андрей Сергеевич Орлин скончался в Москве 3 марта 1988 года. Похоронен на старом московском Пятницком кладбище, где находится фамильный участок Орлиных, вблизи могил академика АН СССР, ученого с мировым именем, зав. кафедрой СМ-1 В.И. Феодосьева и зав. кафедрой ИУ-7 Б.Г. Трусова.