Деканы факультета

Деканы механического отделения, факультетов механического, ТГМ, «Энергомашиностроение»

1905 г. начинает третий период в жизни Технического Училища. Политическая «весна» осени 1904 г. переходит в широкое революционное движение. Русское студенчество целиком захватывается им. «9 ян­варя» 1905 г. служит толчком к прекращению занятий в высших учебных заведениях. В феврале 1905 г. Техническое Училище закры­вается по единодушному желанию студенчества, определенно выявив­шего свое отрицательное отношение и к прежним политическим формам, и к прежнему академическому строю. Преподавательская коллегия Училища в то же время (февраль 1905 г.) направляет в Министерство На­родного Просвещения записку о необходимости академической свободы и неразрывной связи ее со свободой политической.

В области академической жизни это общественное движение при­вело к известному «Высочайшему указу 27 августа» (1905 г.). Основными пунктами этого указа, данного Правительствующему Сенату «в изменение и допол­нение подлежащих статей действующих уставов университетов и других высших учебных заведений Министерства Народного Просвещения», являются:

§ 1. В университетах совету и факультетам предоставляется избирать: первому — ректора и его помощника, где таковая должность уста­новлена законом, вторым — деканов и секретарей факультетов.

§ 2. Заботы о поддержании правильного хода учебной жизни в университете возлагаются на обязанность и ответственность совета. В этих видах: а) совету предоставляется принимать соответственные меры, действуя в полном составе или через избранную для сей цели комиссию.

§ 3. Устанавливаемые настоящими временными правилами обя­занности и полномочия советов, факультетов и ректоров распростра­няются и на соответствующие органы власти других вышеозначенных учебных заведений.

Этим указом предписывалось также высшим учебным заведениям произвести выборы должностных лиц в текущем же учебном году, перед началом учебных занятий. В соответствии с этим, Учебный Комитет ИМТУ, выразив директору проф. С. А. Федорову глубокую признательность за корректное всегда отношение к коллегии вообще и к каждому из его товарищей профессоров в частности, которое сохранял он и в тех редких случаях, когда держался своих взглядов на дело, произвел эти выборы.

В экстренном заседании Учебного Комитета 7 сентября 1905 г. единодушно избранными оказались на должность директора проф. Александр Павлович Гавриленко, помощника директора — проф. Василий Игнатьевич Гриневецкий и секретаря Учебного Комитета—проф. Яков Яковлевич Никитинский.

О выборах деканов отделений в документах отсутствуют сведения, но есть упоминание, что деканами механического отделения числились А. И. Астров (1905-1911 гг.), Н. Ф. Чарновский (1911-1915 гг.), А. И. Сидоров с 1915 г. ИМТУ ходатайствовало о создании факультетов, но не получило разрешения. Можно считать, что возглавлять отделения ИМТУ не было необходимости. Администрации вполне достаточно: директор, помощник директора, секретарь учебного комитета, инспектор, помощник инспектора, инспектор лабораторий, канцелярия. И это на 500 студентов до 1895 г. и около 1000 студентов в 1905 г.

Итак, с 1915 г. был некоронованным деканом профессор А. И. Сидоров.

20 мая 1917 г. деканом механического отделения избран А. И. Сидоров.

26 июля 1917 г. отделения переименованы в факультеты. Произведены повторные выборы ректора, избран ректором В. И. Гриневецкий. Деканом механического факультета избран А. И. Сидоров.

Деканы механического факультета (1917-1930 гг.):

профессор Александр Иванович Сидоров,

профессор Николай Романович Брилинг,

профессор Анатолий Порфирьевич Величковский,

профессор Иван Иванович Куколевский,

профессор Владимир Евгеньевич Цыдзик.

Срок обучения на факультете с 1920 по 1923 гг. был трехлетним. Это было неудачное решение и летом 1922 г. СНК РСФСР утвердил «Положение о высших учебных заведениях». Срок обучения с 1923 г. был повышен до 4-х лет и с 1924-1925 учебного года до 4,5 лет. В 1925 г. имелся утвержденный Устав Московского высшего технического училища со сроком обучения 5 лет.

По Уставу механический факультет имел три цикла - теплотехнический, технологический, аэромеханический, отделы общего машиностроения и текстильное отделение. Циклы разделялись на ряд специальностей, кроме того, на факультете имелся общетехнический цикл, куда входили дисциплины физико-математической и общетехнической подготовки студентов.

В теплотехнический цикл входили специальности и кафедры: теплосиловые станции и котельные установки, паровые двигатели и паровые турбины, холодильные машины и установки, стационарные двигатели внутреннего сгорания, паровозы и подвижной состав, автомобили и тракторы, авиационные двигатели.

Как общетехническая дисциплина в теплотехнический цикл входила термодинамика.

В отдел общего машиностроения входили гидравлические силовые станции и насосные станции, грузоподъемные и транспортирующие машины, а позднее добавилось мукомольно-крупяное производство.

Специальности кафедр механического факультета без существенных изменений оставались до 1930-1932 гг.

Органами управления на факультете являлись: ученый совет факультета, деканат, советы и президиумы отделений, бюро и пленумы циклов факультета. В ученый совет факультета входили председатель (декан), члены президиума отделений, председатели и секретари бюро циклов, представители ведущих дисциплин, представители профсоюзной организации и хозяйственного отдела. Совет рассматривал и утверждал общие положения по руководству факультетом. Декан непосредственно руководил учебной и научно-исследовательской работой на факультете. Бюро цикла состояло из 3-5 человек; председатель цикла - профессор или ведущий преподаватель и преподаватели, а также представители студенчества. Бюро циклов выбиралось на пленумах. В работе пленума принимали участие все преподаватели цикла. Бюро цикла руководило учебной работой специальности, разрабатывало учебную документацию для рассмотрения на факультете, выдвигало кандидатов в аспирантуру, ведало хозяйственным подразделением, входящим в ведение цикла.

На пленумах обсуждались кандидатуры на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава с представлением в Ученый Совет факультета. Первый проект плана развития училища и его факультетов на 1925-1930 гг. был разработан в 1925 г.

К этому времени факультеты училища имели вполне отлаженный механизм управления учебой и научно-исследовательской работой. В 1925 г. на факультете была организована аспирантура по специальностям. В 1926-1927 гг. принят переход на пятилетний срок обучения.

В период 1930-1932 гг. в институте устанавливается пять факультетов: тепловых и гидравлических машин, холодной обработки металлов, горячей обработки металлов, общего машиностроения, точной механики.

На факультете тепловых и гидравлических машин (ТГМ) утверждаются восемь кафедр: двигатели внутреннего сгорания, гидравлических машин, общей гидравлики, холодильного машиностроения и установок, паровозов, тепловозов, компрессоров и вентиляторов, термодинамики и теплотехники. Кафедра подъемно-транспортных сооружений была оставлена на факультете общего машиностроения. Кафедра компрессоров и вентиляторов вошла как самостоятельная единица в кафедру гидравлических машин. Организованный общетехнический факультет обслуживал все остальные факультеты и в том числе ТГМ.

На факультетах образуются Ученые Советы факультетов, в которые входит председатель Ученого Совета (декан факультета), секретарь Ученого Совета, члены Ученого Совета (заведующие кафедрами, профессора кафедр), представители партийной и профсоюзной организаций. На Ученый Совет возложены обязанности рассматривать методические вопросы, касающиеся учебной и научной работы кафедр, пересмотра учебного плана и программ курсов, рекомендации кандидатур на вакантные должности преподавателей, рекомендации кандидатов в аспирантуру и другие вопросы жизни факультета.

Срок обучения студентов во второй половине 30-х годов был установлен на факультете 5 лет 10 месяцев.

В теплотехнический цикл входили специальности и кафедры: теплосиловые станции и котельные установки, паровые двигатели и паровые турбины, холодильные машины и установки, стационарные двигатели внутреннего сгорания, паровозы и подвижной состав, автомобили и тракторы, авиационные двигатели. Как общетехническая дисциплина в теплотехнический цикл входила термодинамика.

К началу 1945-1946 учебного года на факультете тепловых и гидравлических машин велась подготовка инженеров по специальностям: «Двигатели внутреннего сгорания», «Паровые котлы и котельные установки», «Паровые двигатели и паровые турбины», «Паровозостроение», «Тепловозостроение», «Холодильные и компрессорные машины», «Гидравлические машины», «Подъемно-транспортные машины». Эти специальности представляют соответствующие кафедры. Кроме того, в число кафедр факультета входила кафедра «Термодинамики и теплотехники».

Факультет «Энергомашиностроение» готовил специалистов на кафедрам: «Комбинированные двигатели внутреннего сгорания» по двум специализациям, «Двигатели летательных аппаратов» по трем специализациям, «Газотурбостроение» по трем специализациям, «Криогенная техника и кондиционирование» по трем специализациям, «Компрессоры и вакуумные машины и пневмоагрегаты» по трем специализациям, «Энергетические машины и установки» по двум специализациям, «Плазменные энергетические установки» по двум специализациям.

1917 год, естественно, должен был явиться новым этапом в жизни Технического Училища.

Непосредственно после Февральской революции Учебный Комитет и оба отделения Училища делают практические шаги в направлении осуществления проекта развития Училища в политехническою школу. В соответствии с этим проектом, сочувственно принятым, как уже указано, еще министром Игнатьевым, Учебный Комитет, по пред­ставлению обоих отделений, в июне 1917 г. возбуждает перед Мини­стерством ходатайство о дополнительных профессурах для этих двух отделений и представляет в Министерство на утверждение кандидатов на эти профессуры, избранных отделениями. В июне же 1917 г. Совет Училища (заменивший Учебный Комитет) вновь представляет подробное ходатайство в Министерство об открытии двух новых отделений (Инже­нерно-Строительного и Электротехнического).

Постановление Временного Правительства «О временном улучшении материального положения лиц, служащих в Петроградском, Харьковском и Томском Технологических Институтах, Московском Высшем Техническом Училище и Рижском Политехническом Институте, и об изменении неко­торых узаконений о сих учебных заведениях» существенно изменило действовавшие уставы этих учебных заведений оформлением «факуль­тетов» (бывших отделений), предоставлением факультетам большей само­стоятельности и независимости от Министерства в замещении кафедр, предоставлением Министерству права по мотивированным представлениям советов этих учебных заведений, «образовать в их составе новые отде­ления и подотделы, а равно учреждать сверхштатные должности по учебной части со всеми правами, присвоенными соответствующим штат­ным должностям, с производством необходимых расходов из специальных средств учебных заведений, а за отсутствием таковых из средств Госу­дарственного Казначейства, испрашиваемых в сметном порядке».

На основании этого постановления в сентябре 1917 г. указанные представления Училища получили утверждение: Министерством было разрешено открытие с начала 1917 г. Инженерно-Строительного и Электротехнического отделений с отнесением расходов по ним в течение 1917 г. на специальные средства Училища; утверждены были и избран­ные Училищем кандидаты на дополнительные профессуры по Механи­ческому и Химическому факультетам.

Докладывая об этом на заседании Совета Училища 27 сентября, ректор В. И. Гриневецкий отметил, как значится в протоколе этого заседания, что «таким образом осуществляются давнишние пожелания Училища».

С осуществлением этих давнишних своих пожеланий Училище начинало 1917—1918 учебный год. С внешней стороны он, как будто, начинался нормально и спокойно: состоялись обычные приемные испы­тания и произведен прием студентов, состоялась обычная «сентябрьская сессия» зачетов, начались учебные занятия. Но вне ИМТУ школы в это время было иное: наступал «Октябрь 1917 г.».

Несмотря на тягчайшие продовольственные условия, холода в Училище и своих жилищах, неурегулированную законность в первые годы революции коллегия продолжала свою работу учебную, организационную и даже научную. Несомненно, что в этом стоическом исполнении своего долга коллегией руководило желание сохранить в вихре революции ту огромную объек­тивную культурную ценность, какую представляло Училище, и такой же огромной передать ее новому строю.

Разреженное, вследствие отлива студенчества от педагогической работы, Училище производит большую работу по окончательной органи­зации выделенных (из недр Механического) Инженерно-Строительного и Электротехнического факультетов; в то же время другие факультеты, следуя пути своего развития, в предвидении запросов промышленности и в соответствии с ними, развивают систему специализации.

К 1920 году революционное строительство доходит до высшей технической школы. В апреле этого года устанавливаются «Основные Положения реформы высшей технической школы», выработанные особой Комиссией по реформе при Главпрофобре и утвержденные Коллегией Главпрофобра и Государственным Ученым Советом. Этими Положениями определялся срок обучения в высшей технической школе, предуказы­вались методы преподавания, определялось положение учащихся в школе и устанавливалась необходимая подготовка для поступления в нее.

Так в отношении срока обучения в высшей технической школе «основными Положениями реформы» устанавливалось следующее:

«§ 2. В В.Т.У.З. устанавливается трехлетний курс, в течение ко­торого студенты должны получить законченную подготовку.

§ 3. По истечении трехлетнего курса В.Т.У.З. выпускает инже­неров соответствующей специальности, могущих руководить текущей деятельностью предприятий, от рядовых инженеров технических отделов предприятий до главных инженеров».

Что касается преподавания, то, согласно «Основным Положениям реформы», оно «ведется по лекционной системе со строгим контролем и организацией зачетов; при этом практические занятия, групповые упражнения, семинарии, демонстративные курсы и др. составляют глав­ную основу преподавания» (§ 13). Положение студенчества определялось § 24, по которому «студенты считаются на государственной службе, получают реальное обеспечение и обязуются выполнять учебные занятия на основах трудовой дисциплины».

Этой реформой в учебный строй Технического Училища, учебного заведения с пятилетним курсом обучения и предметной системой про­хождения курса, естественно, вносились большие изменения, и именно в отношении срока обучения и положения учащихся. Самому Училищу (всем его факультетам) казалось, что опыт сокращения продолжитель­ности обучения в современной высшей технической школе до трех­летнего не может быть удачным.

Опыт трехлетнего срока обучения оказался неудачным, поэтому остановились на четырехлетнем (включая исполне­ние дипломных работ) и в частности для механических и химических факультетов были рекомендованы, как примерные, соответствующие планы Технического Училища. Однако, тщательный пересмотр планов Учи­лищем, с одной стороны, в связи с целевой установкой, а с другой, в связи с подготовкой абитуриентов и выполнением учебного плана студентами во времени, показал полную необходимость в удлинении срока обучения. Соответствующее мнение Училища получило поддержку на Всероссийском Ректорском Совещании весной 1925 г. Учебные планы Технического Училища разработки 1924—25 уч. года составлены уже из расчета на 9 семестров для всех факультетов.

Этими планами, между прочим, обособляются два новых отделения: Текстильное в составе Механического факультета, развитое в связи с существованием в Училище отдельного обширного Института техно­логии волокнистых веществ, и Военно-Химическое в составе Химиче­ского факультета, для какового отделения ныне заканчивается оборудо­ванием специальный Институт в здании, специально отведенном для того Комиссией по разгрузке Москвы при Совнаркоме.

Большой работой того же года явился для Училища прием в свои стены Московского Института Гражданских Инженеров, влитого в Инже­нерно-Строительный факультет Училища, и Московского Электротехни­ческого Института Связи, влитого в Электротехнический факультет Учи­лища (по постановлению Совнаркома 1924 г. о сокращении сети ВУЗов). С приемом этих школ в свой состав Училище начало 1924—25 уч. год более чем с 5000 студентов.

С такой структурой, целевой установкой, учебными планами, вели­чиной и внутренним бытом вступает Техническое Училище в текущие дни.

Когда-то Высшее Техническое Училище объявило своим лозунгом: «постоянная эволюция есть естественное состояние жизнеспособной технической школы, чутко относя­щейся к запросам жизни». На протяжении всех лет своего существования Техническое Училище было прекрасным примером именно такой школы: ему было чуждо состояние застоя в любой момент его развития. Правительство, общество, промышленность могут быть уверены, что дело технического образования в такой высшей школе вполне надежно.

Ректорами Училища в этом периоде, опуская временное исполнение должности ректора на короткое время разными лицами, были профессора В. И. Гриневецкий (умер в 1919 г.), В. А. Ушков, И. А. Калинников, М. Г. Лукин (умер в 1923 г.) и с 1923 г. инж. Н. П. Гор­бунов.

Деканами Механического факультета были профессора А. И. Сидоров, Н. Р. Брилинг, А. П. Величковский, И. И. Куколевский и В. Е. Цыдзик.

Деканами на факультете Тепловых и гидравлических машин с 1930-1932 гг. и до середины 1961 г. работали: Л. П. Смирнов, А. С. Орлин, М. С. Ховах, Б. Г. Либрович, А. Г. Головинцев, В. И. Крутов, О. Б. Леонов.

С 1961-1962 учебного года деканы стали избираться на заседаниях Ученого Совета факультетов. Деканами факультета «Энергомашиностроение» избирались: В. И. Крутов, М. М. Чурсин, М. Г. Круглов, Н. П. Козлов, А. М. Архаров, М. И. Осипов, К. Е. Демихов, И. Г. Суровцев, А. А. Жердев.

 

 

 

 

 


Илья Леонидович Волчкевич,
 д.т.н., профессор каф. МТ-3.

 

Первые деканы Механического факультета ИМТУ-МВТУ

 

Деканы отделений впервые появились в ИМТУ в 1905 году, в рамках мероприятий по дарованию высшим учебным заведениям «некоторых прав академической автономии». Одним из этих прав была, к примеру, выборность директоров, тогда же введённая. Несмотря на то, что отделения были организованы ещё в 1854 году, формальных руководителей у них на протяжении 51 года не было. И ничего, как-то обходились…

Текст именного высочайшего указа от 27 августа 1905 г., которым «некоторые свободы» были дарованы, допускал различные трактовки, из-за чего Училище считало себя вправе избирать деканов отделений, а Министерство было противоположного мнения. В результате официально в ИМТУ появились Председатели собраний отделений, которых во внутренних документах именовали и.о. декана. Так продолжалось до 1917 года.

Первым и.о. декана механического отделения 16 сентября 1905 г. был выбран адъюнкт-профессор Александр Иванович Астров, он же – заведующий гидравлической лабораторией и автор первого отечественного курса гидравлики.

В конце 1910 года А.И. Астров оставил обязанности и.о. декана. 7 сентября 1911 г. он был избран исполняющим обязанности помощника директора Училища (тоже «полуофициальная» должность, поэтому – тоже и.о.).

19 января 1911 года Собрание механического отделения выбрало и.о. декана Николая Францевича Чарновского, преподавателя и инспектора учебных мастерских, автора первого в мире (действительно так) учебника по проектированию машиностроительных предприятий. 22 января Н.Ф. Чарновский был избран на эту должность Учебным комитетом. Во время заседания Собрания механического отделения Н.Ф. Чарновский просил избрать его на срок не более чем 1 ½ года, а за это время подобрать другого кандидата. Тем не менее, 7 ноября 1912 г. он был и.о. декана переизбран.

18 мая 1915 года, когда подошли сроки очередных выборов, Н.Ф. Чарновский заявил на заседании Учебного комитета о желании сложить с себя полномочия и.о. декана. Учебный комитет постановил: «… просить Президиумы собраний механического и химического отделений сохранить свои полномочия до выборов осенью новых лиц на замещение означенных должностей».

На освободившееся место и.о. декана был избран профессор Анатолий Иванович Сидоров, один из основателей конструкторской школы ИМТУ.

В 1917 году, 26 июля, решением Временного правительства, директоры были переименованы в ректоров, а отделения – в факультеты. Деканом механического факультета остался А.И. Сидоров, которого 10 мая того же 1917 года успели переизбрать деканом, уже без приставки «и.о.».

То, что происходило в последующие годы, к сожалению, в точности не знаю даже я. Не все документы сохранились, не все из сохранившихся я, скорее всего, читал. В одной из книг при перечислении ректоров прибавлена фраза: «… за исключением лиц, занимавших эту должность недолгое время», относящаяся именно к периоду гражданской войны. То же самое можно сказать и про деканов. К примеру, когда декретом Совнаркома было объявлено об увольнении всех лиц, прослуживших более 10 лет (конец 1918 года), состоялись вынужденные выборы должностных лиц, начиная с ректора и заканчивая всеми деканами. И деканом механического факультета 03 марта 1919 был выбран А.П. Поляков, пробывший в этой должности до конца апреля того же года, до новых декретов и новых выборов.

В биографиях А.И. Сидорова говорится, что он был деканом факультета МВТУ с 1914 по 1921 год. В документах, относящихся к 1921-1923 годам, в том числе – к двум забастовкам, о деканах обычно не упоминается вообще. В более поздних книгах и воспоминаниях упоминаются разные Люди, в том числе – И.И. Куколевский (правда, чаще – как проректор, а не декан). Точно, с представлением документов, не вызывающих сомнений в достоверности, я в этот период деканов назвать не могу.

С 1923 по 1929 год в качестве декана механического факультета называется и упоминается в документах Владимир Евгеньевич Цыдзик.

В январе 1930 года деканом (а с 7 февраля, в соответствии с приказом об изменении структуры управления Училищем, - заведующим факультетом) стал Адольф Августович Цибарт, который, при разделении МВТУ 20 марта, был назначен директором ВММУ. Скорее всего, так изначально и планировалось при его назначении деканом. По крайней мере, все вновь образованные пять Училищ получили в качестве директоров деканов соответствующих факультетов.

С 1930 по 1933 годы в структуре ВММУ, а затем – МММИ факультетов не было совсем, а, значит, не было и деканов. С 1933 года, после принятия нового Устава, факультеты были вновь образованы, в том числе – впервые появился отдельный факультет Тепловых и гидравлических машин. С этого момента перечень деканов всех факультетов известен и отражён в соответствующих книгах.

Есть, правда, определенные сомнения, относящиеся к периоду 1937-1939 годов, но я пока не пытался вести точную хронологию этого периода.

автограф063.jpg